Воры в законе  Воры в законе  Воры в законе  Воры в законе  Воры в законе  Воры в законе  Воры в законе  Воры в законе  Воры в законе  Воры в законе  Воры в законе  Воры в законе  Воры в законе  Воры в законе  Воры в законе  Воры в законе  Воры в законе  Воры в законе  Воры в законе  Воры в законе  Воры в законе  Воры в законе  Воры в законе  Воры в законе  Воры в законе  Воры в законе  Воры в законе  Воры в законе  Воры в законе  Воры в законе  Воры в законе  Воры в законе  Воры в законе  Воры в законе

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 

Воры в законе

Воры в законе

1988, 95 мин., «Киностудия им. М. Горького»
Режиссер и сценарист Юрий Кара
В ролях Анна Самохина, Валентин Гафт, Владимир Стеклов, Борис Щербаков, Арнис Лицитис, Нурбей Камкиа, Зиновий Гердт, Гиви Лежава, Амаяк Акопян, Станислав Коренев, Константин Кищук, Сергей Максачев, Сергей Никулин, Сергей Силкин

О советской коррупции, расцветшей в благоприятных условиях черноморского побережья и паралича власти. Картина снята по великолепным и, в отличие от фильма, утонченным рассказам Фазиля Искандера «Чегемская Кармен» и «Бармен Ангур». Андрей, археолог, историк и поэт, влюбляется в Риту-любовницу главы мафии маленького городка на Черноморском побережье Кавказа. Они женятся, но Рита недолго выдерживает семейное счастье. Она бежит с Артуром, но тот обречен…
Успех и признание пришли к режиссеру Юрию Викторовичу Каре (р. 1954) после дипломной работы во ВГИКе «Завтра была война» (1987) по повести Бориса Васильева. Фильм был удостоен Золотой медали имени Довженко, получил главные призы на МКФ в Испании, Франции, Германии, Польше и был продан в 48 стран мира. В 1988 году он захотел экранизировать рассказы Фазиля Искандера «Чегемская Кармен» и «Бармен Ангур». Но в ходе работы над сценарием в нем так мало осталось от первоисточника, что получилось «по мотивам», а имени писателя и вовсе нет в титрах. На что ему не замедлили попенять критики. Но Кара сознательно выдвинул на первое место образ страны несостоявшегося коммунизма, прогнившей изнутри от коррупции, и новых хозяев жизни-криминальных авторитетов. Основой фильма стала реальная история войны двух сухумских воров в законе Юрия Лакобы и Хуты Каличавы, победу в которой одержал первый-так сказать, представитель «новой формации» воров, которым чужды воровские законы чести и воровская романтика. Кара рассказывал: «Я имел возможность побывать на допросе этого вора в законе, Юры Лакобы. Его, помню, допрашивал лично министр внутренних дел Абхазии. Что интересно, дедушка Юры был основателем милиции Абхазии. Любопытно было смотреть, как под портретом дедушки-милиционера сидит в наручниках его внук, который тоже «держит» Абхазию, но совсем, так сказать, с другой стороны…». На главную роль режиссер утвердил актера Валентина Иосифовича Гафта (р. 1935), который начал сниматься еще в 1950-х годах, но настоящая известность пришла к нему после фильмов: «Таня» (1974), «Здравствуйте, я ваша тетя!» (1975), «Гараж» (1979), «Из записок Лопахина» (1979), «Чародеи» (1982), «Таможня» (1982), «По главной улице с оркестром» (1986), «Фуэте» (1986), «Визит к минотавру» (1987), «Забытая мелодия для флейты» (1987), «Аэлита, не приставай к мужчинам!» (1988), и в особенности после «Воров в законе». Гафт вспоминает в одном из интервью: «Совершенно случайно в Ялте-там же, где проходили съемки-я познакомился с одним вором в законе. Мы несколько дней провели на пляже, и, несмотря на то что сценарий написал грандиозный Фазиль Искандер, в фильм вошли многие фразы этого вора. Интересный был человек…Это его, кстати, слова: «Утром я богат, а вечером бедный», «Все повязаны друг с другом»…Гафта вообще полюбили воры и принимали чуть ли не за своего, один даже сказал: «Если что-обращайтесь!». Но артист вежливо поблагодарил и от подобной протекции отказался наотрез. Валентин Гафт снялся также в фильмах: «Визит дамы» (1989), «Небеса обетованные» (1991), «Ночные забавы» (1991), «Анкор, еще анкор!» (1992), «Мастер и Маргарита» (1994), «Я свободен, я ничей» (1994), «Сирота казанская» (1997), «Старые клячи» (2000), «Часы без стрелок» (2001), «По ту сторону волков» (2002), «Девять неизвестных» (2005), «12» (2007), «Книга мастеров» (2009), «Семейный дом» (2010, сериал) и др. Юрий Кара как-то посетовал, что «с Валентином Иосифовичем работать непросто. Он очень требователен к себе. Бывало, мы делали по 80 (!) дублей одного эпизода». «Чегемскую Кармен» искали долго, пока режиссеру не показали фотографии Анны Самохиной, в это время снимавшейся в роли Мерседес в «Узнике замка Иф». Ее пригласили на пробы, и они, по мнению Кары, оказались лучшими. Анна Владленовна Самохина (1963-2010) снялась также в фильмах: «Дон Сезар де Базан» (1989), «Царская охота» (1990), «Взбесившийся автобус» (1991), «Идеальная пара» (1992), «Рэкет» (1992), «Тартюф» (1993), «Волчицы» (1993), «Страсти по Анжелике» (1993), «Поезд до Бруклина» (1994), «Русский транзит» (1994), «Китайский сервиз» (1999), «Черный ворон» (2001), «Бандитский Петербург. Фильм 4» (2003), «Повторение пройденного» (2004), «Три цвета любви» (2004), «Гаишники» (2008), «Настоящая любовь» (2009), «Семейный дом» (2010), «В стиле Jazz» (2010) и др. Она как-то сказала: «Я благодарна судьбе за то, что попала в этот фильм, он принес мне популярность. Однако с героиней фильма у меня нет ничего общего-ни одного взгляда, шага. Я человек верующий, христианка. Много лет спустя смотрю на себя в этой картине и думаю-боже, какое чудовище! Но если бы меня снимали, какая я есть, было бы совершенно неинтересно. Я обычный человек, неэкзальтированный, неизбалованный, не люблю больших компаний…». Юрий Кара, сравнивая Самохину с Мерилин Монро, назвал ее лицом нашего нового кинематографа. По выходе на экраны фильм был восторженно встречен зрителем-5-е место в прокате (40 миллионов зрителей), увидевшим в нем неприкрытую правду жизни. Только критика и собратья по цеху не просто его изругали-вволю поглумились, присудив на кинофестивале «Золотой Дюк» антиприз «3К»-«Конъюнктура. Коммерция. Кич» и привесив режиссеру ярлык «Крестный отец по-нижегородски». Тем не менее фильм с успехом прошел в 36 странах мира. Юрий Кара поставил еще фильмы: «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным» (1989), «Мастер и Маргарита» (1994, по Булгакову. Из-за расхождения с продюсерами фильм до сих пор не вышел на экраны, режиссерская копия исчезла), «Я-кукла» (2002), «Звезда эпохи» (2005), «Королев» (2007), «Гамлет. XXI век» (2009) и др. Фразы из фильма, ставшие крылатыми: Таких аферистов, как ваши следователи, Техас не знает (адвокат). Техас по сравнению с нашими следователями-это просто Новоафонский монастырь до его закрытия (адвокат). Это что? Перестрелка? Или дуэль Пушкин-Дантес? (Адвокат)-Неужели, по-вашему, десантник, отличник боевой и политической подготовки из шести выстрелов ни разу не смог попасть в разбушевавшихся хулиганов, чьи личности, надеюсь, будут установлены? (Адвокат)-Выходит, по словам нашего замечательного прокурора, наши десантники не умеют стрелять? А это уже клевета на нашу доблестную армию, призванную защищать наш мирный труд! (Адвокат)-Есть клевета, есть!.. И это обязательно впишите в протокол! (Адвокат)-Адвокат. Как я их сделал сегодня? Артур. Потому что я их сделал вчера. Адвокат. Остановись, Артур! Артур. Это невозможно. Даже если очень захотеть. Ты что думаешь, я деньги люблю? Если бы ты только знал, сколько раз по утрам я бываю миллионером, а вечером-банкротом. Риск. Игра. Все повязано, и выйти невозможно (Артур).