По мотивам одноименной пьесы К. Мухамеджанова и Ч. Айтматова.
Пятеро друзей-Мамбет, Досберген, Иосиф, Исабек и Сабыл-вместе учились
в школе. Вместе ушли на фронт, вместе воевали. Но, когда Сабыл написал
поэму, не соответствующую канонам официальной идеологии, кто-то из друзей
предал его, и Сабыл оказался за решеткой. Теперь он реабилитирован. Но,
выйдя из тюрьмы и не почувствовав дружеской поддержки, спился. Однажды
его бывшие друзья вместе с женами и старой учительницей собрались отметить
майские праздники на горе Каркульной. Разговоры друзей о предательстве
и преступном умалчивании потрясли старую учительницу. Застолье вскоре
перешло в пьяный разгул. Зло, совершенное много лет назад, привело к новым
человеческим жертвам…
Вот «неудачники»-вполне на первый взгляд благополучные, преуспевающие.
Но понадобилось «восхождение на Фудзияму», чтобы они, придя к исповеди,
осознали се человеческую несостоятельность, поняли и никчемность собственной
жизни и ту цену, которую заплатили, чтобы быть, а не казаться. Люди-тени,
люди-манекены-такими их сделала система, которая за видимость благополучия
брала самую дорогую мзду-человеческую порядочность. Пьеса Чингиза Айтматова
и Калтая Мухамеджанова, поставленная в «Современнике», в свое время нас
потрясала. Не думаю, что ее проблемы устарели. Но что произошло с темпераментным
Болотом Шамшиевым? Фильм получился муляжно-натужным, клубно-театральным»
с вялыми мизансценами, зевотными драмами, которые не смогли подхлестнуть
ни гроза, ни ветер, ни обвал в горах, как бы хорошо они ни были сняты,
А ведь какие там сюжетные повороты, какие упущены возможности для восхождения
на самое дно человеческое. Количество зрителей в СССР-500 тысяч человек.