Первый художественный фильм, созданный в республике, посвящен великому осетинскому поэту Коста Хетагурову, названному Всемирным Советом Мира в числе лучших писателей, поэтов, мыслителей истории. Создатели фильма назвали его музыкальной поэмой. Это-точное обозначение произведения, в котором арии и народные хоры органически сплетаются с монологами Коста-его раздумьями о жизни и поэзии, с подлинными стихотворениями поэта. Поэт возвращается из ссылки в родной аул Нар. Как бы и откуда ни возвращался он, бедняги горцы делились с ним всем: хлебом, буркой, конем. Но недолгая искренняя радость от свидания с родиной. Наро стал еще беднее, чем был. Еще более свирепствуют алдары-князья, творившие в аулах суд и расправу. Первая же встреча на родине страшна и трагична. Коста встречает мать сирот, нищую вдову. Обезумевшая от несчастий, женщина, уговаривая детей поспать, пока бобы вскипят, варит в котелке камни. В рубище, в нищете, голодная и униженная, предстает перед поэтом его родина. Строчка за строчкой слагается знаменитое стихотворение «Додой»-«Горе». Оно прозвучит в финале песней горя и надежды, призывом к беспощадной борьбе с тиранией. Ключевые сцены фильма-эпизоды народного праздника, погони восставших крестьян за мучителем-алдаром и его слугами, сцена похорон крестьян-жертв алдара-снимались непосредственно на месте, без павильонов, в съемках принимали участие жители высокогорных североосетинских аулов. Все это придает поэтическим кадрам достоверность и силу. Финальная надпись, появляющаяся на экране, полна большого смысла-«Шел 1905 год…».