Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 


Время зимних туманов

1982, 136 мин., «Таджикфильм»
Режиссер Бако Садыков, сценарист Валентин Максименков, композитор Б. Тойвис
В ролях Джамиля Садыкова, Байрам Дурдыев, Абдугафор Каримов, Талгат Нигматулин, Теша Муминов, Марал Дурдыева, Адолат Зухурова, Фархот Абдуллаев, Джамал Садриддинов

По мотивам повести Саттора Турсуна «Лук Рустама». Вернувшись домой после службы в армии, Нур Раджабов узнает, что его жена ушла от него к директору совхоза Наимову. Отношения Раджабова с Ниамовым и его родней еще больше осложнились после того, как Нур встретил и полюбил Амину-невесту брата Наимова…
Обратите внимание на Талгата Нигматулина (1949-1985)-советского киноактера, наиболее известного по фильмам «Пираты XX века», «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» и «Волчья яма». Талгат родился в татарско-узбекской семье. Согласно наиболее распространенной версии, Талгат Нигматулин родился в городе Кызыл-Кия Ошской области Киргизской ССР, однако существует версия, согласно которой он родился в столице Узбекской ССР городе Ташкенте, а в Кызыл-Кию семья Нигматулиных переехала, когда Талгату было около года. Во всех своих немногочисленных интервью сам Талгат Нигматулин всегда говорил, что он родился в Ташкенте. Его детские годы прошли трудно. Отец Талгата был шахтером. Он трагически погиб, когда мальчику не было и двух лет. Талгат начал зарабатывать деньги еще подростком, работая в различных местах: на сахарном заводе, в сапожной мастерской. Его мать была директором школы, но, несмотря на это, семья жила очень бедно. Матери сложно было воспитывать двух сыновей и дочь, поэтому Талгата определили в детский дом. Рос он замкнутым, нелюдимым и застенчивым. Здоровье у мальчика было слабое, в раннем детстве он переболел рахитом. Активные игры со сверстниками обычно заканчивались слезами, синяками и шишками, а порой и более серьезными травмами. Однажды в пионерском лагере девочка отказалась танцевать с кривоногим сверстником. Обиженный Талгат убежал далеко в степь, чтобы никто не видел его слез. Тогда он поклялся сделать свое тело красивым. С тех пор начались его занятия бальными танцами и легкой атлетикой, а позже карате. Решил, что пригодится и русский язык. Отдушиной для нелюдимого Талгата были книги из обширной домашней библиотеки Нигматулиных. И через какое-то время все, кто его знал, удивлялись тому, как красиво, правильно и литературно Талгат говорил по-русски. Оказывается, чтобы лучше освоить язык, он от руки переписал два тома «Войны и мира». Самой же большой его мечтой было-стать кинорежиссером. Это предопределило его поступление во ВГИК на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. После окончания школы Талгат отправился в Москву поступать во ВГИК. Но туда его приняли не сразу. После первой неудачи Талгат не захотел уезжать из Москвы и поступил в училище циркового и эстрадного искусства. Атлетичного и подвижного юношу туда охотно взяли. Учась в цирковом училище, Талгат серьезно увлекся борьбой и даже получил разряд. Уже тогда Талгат обладал колоритной внешностью и несомненным талантом. Вскоре его заметили на «Мосфильме», предложив в 1967 году роль белогвардейского офицера в фильме «Баллада о комиссаре».
Эта первая роль сыграла с ним злую шутку. Образ юного мерзавца в черных лакированных перчатках настолько удался Талгату, что впоследствии за ним закрепилось амплуа актера, играющего негодяев. А он всю жизнь мечтал о другом. Во ВГИКе Нигматулин учился вместе с другими будущими звездами: Николаем Еременко-младшим, Вадимом Спиридоновым и четырьмя Натальями-Белохвостиковой, Гвоздиковой, Аринбасаровой и Бондарчук. В 1971 году, окончив ВГИК, Талгат Нигматулин поехал в Ташкент и стал актером киностудии «Узбекфильм». Тогда появились его первые роли в фильмах «Седьмая пуля» (1972), «Встречи и расставания» (1973), «Сказание о Сиявуше» (1976). Другая грань творчества Нигматулина не так хорошо известна широкой публике-Талгат писал рассказы и стихи. Все свободное время актер проводил дома и писал. В Ташкенте были опубликованы некоторые рассказы Нигматулина и даже готовилась к изданию первая книга прозы. Именно он является автором слов известной песни «Русские березы». Кинодраматург Одельша Агишев, прочитав кое-какие вещи, посоветовал Талгату поступать на Высшие курсы сценаристов и режиссеров при Госкино СССР. В тот год курс набирал легендарный Витаутас Жалакявичюс. В одном из интервью Нигматулин сказал: «Этому замечательному режиссеру я многим обязан и в жизни, и в творчестве». В 1978 году Талгат успешно окончил эти курсы. Если первые роли Талгата Нигматулина были небольшими и незначительными, то постепенно, благодаря таланту и дружбе с Николаем Еременко, у него начали появляться и более значительные роли. Например, роль Салеха в первом советском боевике-«Пираты XX века». На съемки этого фильма Талгата и Николая Еременко-младшего пригласил режиссер Борис Дуров. Актеры настолько азартно взялись за дело, что даже отказались от помощи дублеров и каскадеров. Но все неудобства, связанные со съемкой фильма, были возмещены оглушительным успехом картины. На просмотрах фильма стояли неизменные очереди, зрители ходили на фильм по многу раз. Во время учебы во ВГИКе Талгат познакомился с молодой студенткой, а ныне Заслуженной артисткой Украинской ССР и Заслуженной артисткой Российской Федерации, Ириной Шевчук: У нас был большой долгий роман-практически два года неразлучно, а потом…мы встречались и расставались. Он был опытнее меня, а я, наверное, была слишком маленькая. У меня все было только в мечтах, в книжках. Окончательно разошлись еще до окончания института. Для меня это стало тяжелым переживанием…Ирина Шевчук. После окончания ВГИКа и возвращения в Ташкент Талгат женился на певице Ларисе Кандаловой, которая одно время состояла в группе «Ялла». Она познакомилась с Талгатом в гостях у общих знакомых. К тому моменту Нигматулин снялся в фильме «Седьмая пуля». В 1976 году в их семье родилась дочь Урсула. Халима стала второй женой Талгата, хотя официально женаты они не были. 21 октября 1980 года у них родился сын Саид. На съемках фильма «Провинциальный роман» режиссера Мелиса Убукеева, где Талгат Нигматулин играл главную роль, его партнершей по съемочной площадке была Венера Ибрагимова . Когда снималась в очередном фильме, Талгат приехал к ней на старом «Москвиче», который был буквально завален цветами, и увез ее в ЗАГС. Венере было 19 лет, Талгату-32 года. Талгат преклонялся перед творчеством Брюса Ли, жену которого звали Линдой, а Венера была ярой фанаткой звездной пары Пола и Линды Маккартни, поэтому когда в семье Талгата и Венеры 14 мая 1983 года родилась дочь, ее по обоюдному согласию назвали Линдой. В начале 1980-х годов Талгат Нигматулин вступил в секту, во главе которой стояли уроженец города Фрунзе псевдоученый Абай Борубаев и народный «целитель» из каракалпакской столицы Нукуса, экстрасенс Мирза Кымбатбаев. В секту входили журналисты, писатели, художники. Сектанты исповедовали учение под названием «Четвертый путь», бывшее смесью дзен-буддизма и эзотерики. Для близких людей так и осталось загадкой, что искал самодостаточный человек у «духовных братьев». Вероятно, свойственное Талгату стремление к неизведанному и привело его в секту Борубаева. В 1984 году Нигматулин нашел деньги на режиссерский дебют-десятиминутный фильм «Эхо», в котором он снял Борубаева и Кымбатбаева. Картину приняли довольно спокойно, хвалили операторскую работу, режиссерское видение, но Нигматулин остался разочарован такой реакцией. В начале февраля 1985 года в «школе» Борубаева и Кымбатбаева произошел раскол: несколько учеников из Вильнюса решили порвать отношения с сектой. Для выяснения обстановки на место выехал сам Борубаев. Он решил пригласить к себе Нигматулина, чтобы тот «выколотил» деньги из непокорных, но Нигматулин отказался участвовать в рэкете. В ночь с 10 на 11 февраля 1985 года в центре Вильнюса в доме № 49 по улице Ленина пятеро сектантов с особой жестокостью избивали руками и ногами не сопротивлявшегося Талгата. В избиении, которое длилось около 8 часов, принимали участие Абай Борубаев, Григорий Бушмакин, Мирза Кымбатбаев, Владимир Пестрецов и Игорь Седов. К полудню 11 февраля 1985 года наступила смерть Нигматулина от несовместимых с жизнью повреждений внутренних органов. Тело Нигматулина было найдено в ванной, на нем было обнаружено 119 травм. Поскольку тело было сильно изуродовано, жена Венера приняла решение его кремировать. Кремацию провели в Каунасе. Прах Нигматулина был захоронен в Ташкенте на кладбище «Чилонзор Ота».
Верховный суд Литовской ССР приговорил: Абая Борубаева-к 15 годам лишения свободы с отбыванием первых 10 лет в тюрьме, а остальных 5 лет-в исправительно-трудовой колонии усиленного режима с последующей ссылкой на 5 лет с конфискацией имущества; Мирзу Кымбатбаева-к 12 годам лишения свободы в исправительно-трудовой колонии усиленного режима с последующей ссылкой на 3 года с конфискацией имущества; Пестрецова-к 13 годам лишения свободы с отбыванием в исправительно-трудовой колонии усиленного режима; Седова-к 10 годам лишения свободы с отбыванием в исправительно-трудовой колонии усиленного режима; Бушмакину, сошедшему с ума по ходу следствия и судебного разбирательства, назначили принудительные меры медицинского характера с содержанием в психиатрической больнице специального режима до исхода болезни. Согласно данным из архивов бывших Верховного Суда СССР и ГУИТУ МВД СССР, Абай Борубаев умер в 1988 году от туберкулеза во время отбывания тюремного заключения. Мирза Кымбатбаев, полностью отсидев свой срок, вышел на свободу и снова занялся целительством и проповедованием своего учения, умер в 2006 году от цирроза печени.