По одноименной повести Л. Сейфуллиной. Первые годы Советской власти в Средней Азии. Богатый торговец Таджибай берет в дом вторую жену-Адолят. Она страдает от жестокого обращения мужа и первой жены. Двор довольно зажиточного узбека. Десятки электрических кабелей змеями опутали его полуевропейские постройки. На потолке открытой веранды, как клетки каких-то диковинных птиц, подвешены «юпитера». На веранде, украшенной коврами и сюзане, уставленной восточными сластями, пиалами, чаем, тесный круг-европейки и узбечки-актрисы и натурщицы, репетируют одну Из сцен гапа (нечто вроде английского файф-о-клок'а). Поочередно заглядывают в глазок киноаппарата, устанавливают, усаживают артисток режиссер Доронин и оператор Добржанский. Наконец, все разжевано и сценка репетируется начисто. Под мерный всплеск ладоней и тягучую, как узбекская мешалда, своеобразно привлекательную мелодию, которую поет низким грудным голосом узбекская певица Ухтам-хан Мирзабаева, молодая инпросовка Магзумова исполняет узбекский танец. Ну пошел-командует Доронин, и Добржанский завертел ручкой аппарата. Стоп! Съемка закончилась. Гаснут «юпитера» и В ролях, только что с особой торжественностью творившие первую узбекскую бытовую картину, затараторили по-узбекски, по-русски и на своеобразной смеси этих языков. Снова мерный всплеск, низкий грудной голос: танцует Адолят-вторая жена. Еще несколько раз процедура длительной подготовки, с последующей съемкой, и рабочий день закончен. В трудных, неимоверно трудных, условиях зарождался узбекский кино-первенец-«Вторая жена». По объявлениям, через знакомых, подбирались актеры и натурщики. Являлись многие, думая, что дадут «какую-то работу». Женщины после долгих уговоров, сбрасывали чачван, открывали лицо, но узнав, что будут снимать для картин, попросту бежали. Осталось лишь несколько, выбранных с большим трудом, узбеков и узбечек. Две узбечки-Ухтам-хан Мирзабаева (свекровь) и Зугра Юлдашбаева (Халля-приживалка)-провели большие роли. Но кто знает, сколько нервов и крови бессознательно перепортили эти «узбекгоскинозвезды» всем, занятым на съемке «Второй жены»! Сначала они ежедневно справлялись: когда начинается съемка. Но лишь работа пошла, они «поставляли такие тормоза», что только кино-терпение может выдержать. «Знающая себе цену» Ухтам-хан терроризовала всю съемочную группу. Она была подстрекателем и коноводом всех узбечек. Совершенно не считаясь с тем, что задерживает работу, Ухтам-хан запаздывала ежедневно часа на 2-3. Когда раз режиссер намекнул ей на недопустимость подобных явлений, Ухтам-хан рассвирепела: Передайте ему, проклятому, что я своими песнями в ночь зарабатываю 50 рублей-отрезала она. И потребовала всего…900 рублей в месяц за свою работу. Или однажды, вовремя прибыв на съемку, улеглась спать, а разбудившей ее племяннице заявила: Когда высплюсь, буду работать. В другой раз, вдруг среди съемки она поднялась и через плечо бросила: Передайте главному-я иду стирать белье. А с доброй, но взбалмошной и ворчливой Зугрой была целая драма из-за синего платья. Синее-цвет траура у узбеков. И Зугра, играющая роль приживалки, решила, что над ней, бедной женщиной, просто издеваются и заставляют испытывать всякие лишения и мучения. Дайте мне миллион рублей, а я не стану больше одевать синего платья. Мать Адолят играла партийка, но под паранджой. Она очень огорчилась, когда, по ходу съемки, ей пришлось лечь в постель со стариком, отцом Адолят. Перед тем она долго просила: Пусть Лола-хан ляжет между нами. Все натурщики, несмотря на то, что знали, что работают для кинокартины, несчастье по ходу пьесы переносили в личную жизнь. Все они, как дети, ссорились друг с другом: Кто лучше играет, я или ты? Пойдем к главному. Медлительно разворачивается на экране короткая жизнь второй жены Адолят. Много, слишком много, подлинного, этнографически ценного быта, скопированного, без каких-либо поправок, и брошенного на экран. Широкая комиссия по просмотру «Второй жены» в Самарканде отметила: Кинокартина «Вторая жена» из жизни ичкары, как бытовая, жизненно-правдива. Художественно-техническое исполнение удовлетворительно. Надписи, сделанные в народном стиле, вполне соответствуют картине.