Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 


Зачарованная Десна

1964, 82 мин., «Киностудия им. А. Довженко/Мосфильм»
Режиссер Юлия Солнцева, сценарист Александр Довженко, композитор Гавриил Попов
В ролях Вова Гончаров, Евгений Самойлов, Евгений Бондаренко, Зинаида Кириенко, Борис Андреев, Иван Переверзев, Владимир Гусев, Ия Маркс, Дмитрий Орловский, Григорий Заславец, Анатолий Юшко, Вячеслав Воронин, Иван Жеваго, Борис Юрченко, Владимир Перепелюк, Мотеюс Валанчус, Станислав Пазенко

По одноименной повести Александра Довженко. О детских годах известного советского кинорежиссера Александра Довженко, который родился на древней черниговской земле, у берегов Десны. Фильм состоит из двух частей. Первая-это мир, показанный через впечатления шестилетнего Сашко. Вторая-воспоминания и рассуждения Сашко, теперь уже немолодого полковника, освобождающего в ходе войны родное село…
26 мая 1972 года. Показ фильма в Синематеке. Вот еще один русский шедевр, который, как и «Энтузиазм» Дзиги Вертова, редко попадает в показ, игнорируется в большинстве литературы о кино, и на первый взгляд кажется, далек от почти всей официальной русской классики. Первый взгляд часто обманчив, но как мы можем проверить его, когда фильмы все так же трудно увидеть, и их так редко обсуждают? Действительно, если бы не было восторженных упоминаний «Десны» в интервью Годара, 1965 года, я бы никогда не пошел на его просмотр. Но, безусловно, это одно из самых восхитительных зрелищ, когда-либо сделанных-экстаз буйства цвета и звука, которые использует 70 мм. пленка и стереофоническая запись, со всей свободой и воображением вдохновенного домашнего кино (в раздаче широкоэкранная версия и монозвук). Завершая трилогию фильмов, выпущенных после смерти Довженко по текстам, написанных им автобиографических произведений, его вдовой, «Десна» описывает украинское село начала XX века в безграничных воспоминаниях автора, в противопоставлении с современной плотиной, которая сносит и затопляет его. Если я правильно понял непереведенные титры, фильм обозначен как «Александр Довженко», но, видимо, это условно похоже на указание Станиславского, как режиссера в современной Московской постановке «Вишневого сада». «Десна» использует один из автобиографических текстов Довженко и содержит такие знакомые черты его Детского Королевства как подсолнухи и табун скачущих лошадей, но, как отмечал Бартэлеми Аменгуэль, изображения напоминают нам больше картины Брейгеля и российских постимпрессионистов, чем кадры из «Звенигора» и «Арсенал». И характерное использование звука, кажется, наводит на мысли о более смелом решении, чем те, которые были сделаны в «Аэрограде» и «Щорсе». Это соблазнительно, но будет ошибочно свести задачу к формуле, например, Солнцева ровно Довженко. «Десна»-меньше достижение Довженко, чем головокружительная мечта, вдохновленная им и реализованная позднее Параджановым в фильме «Тени забытых предков». Удивительные кадры пейзажей, которые пронизывают фильм-лунное озеро и небо, проникающие в зеленый цвет, поле, прорезаемое камерой, подобно плугу-похожих этому прецедентов нет в работе Довженко. Солнцева смело решилась на съемки фильма, говоря: «если бы был жив Довженко, я бы никогда не стала режиссером. Все, что я создала-это пропаганда, защита и иллюстрация к Довженко». Как бы то ни было, я нахожу фильм вероятно более интересным и красивым, чем любой фильм Довженко, начиная с «Земли». Если талант Солнцевой в изменениях его творчества, то давайте лучше его использовать.