Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.
Трудным оказался этот рейс по Северному морскому пути
для капитана Глеба Вольнова. Его беспокоит команда-курсанты, впервые вышедшие
в море. Беспокоит его и механик Битов, отец его погибшего друга. Он вышел
в море после долгого перерыва никто не хотел рисковать и брать на борт
больного старика. Глеб также переживает личную драму. Его новый друг капитан
Левин познакомил Глеба со своей давней приятельницей Агнией. Но Глеб оскорбил
Агнию своим равнодушием и слишком поздно понял, что она для него значит…
Воспоминания Будимира Метальникова:
«Сценарий я писал на юге. Мы сговорились встретиться с В. Конецким в Сухуми.
Встретились, славно посидели в ресторанчике на заднем дворе гостиницы
«Абхазия», естественно, осушили не одну бутылку «Изабеллы», потом пошли
на квартиру, которую мы сняли, и я прочитал сценарий. Витя был растроган,
умилен, обнимал меня и кричал: «Великолепно! Гениально!». Когда он посмотрел
картину, он с тем же жаром сказал: «Ужасно! Бездарно!». Это я пережил,
уже осознав, что натворил, довольно стойко. Но я никогда не жалел, что
взялся за эту постановку. У нас была замечательная экспедиция на Север.
Это я сразу же понял и сказал съемочной группе: «Ребята, неизвестно, что
получится из этого фильма, но такой экспедиции больше у вас не будет».
Мы оказались на Севере-остров Диксон, Карское море, Таймыр с берегами
и островками, где если и ступала нога человека, то, может быть, двадцать,
пятьдесят, сто лет назад, а то и вовсе никогда. Мне уже было далеко за
тридцать, а вдруг взыграли в душе какие-то мальчишеские романтические
струнки. Все меня волновало, настраивало на торжественный, а иногда и
на авантюрный лад. К неофитско-режиссерскому тщеславию, которое я старался
тщательно скрывать, нет-нет да и добавлялось что-то адмиральское, когда,
например, капитаны двух зверобойных шхун спрашивали меня-куда мы завтра
поплывем? Я разглядывал лоции и карты побережья, хмурил лоб, пытаясь на
белых листах лоции, чем-то напоминающей школьную контурную карту, угадать
пейзаж и необходимую нам натуру, и вперял палец: Вот сюда. К шхерам Минина.
В Арктику мы прилетели, чтобы снять эпизоды, относящиеся к проводке судов
по Северному морскому пути. Несколько дней мы жили на острове (поселок
Диксон расположен на материке) в гостинице аэропорта. По острову бродили
четыре лошади-две белые и две гнедые. Увидев людей, они устремлялись к
ним-за сахаром, как выяснилось. Что они ели, кроме сахара, неизвестно,
поскольку трава на острове не росла, а мох они не ели. Что делают в киноэкспедициях,
когда нет работы? То же самое, что и по всей стране-пьют. Первые бутылки,
к ужасу стюардесс, были откупорены в самолете, поэтому к посадке запасы
почти иссякли. Оказавшись в поселке, все кинулись в магазин, а там-пусто.
Вот это был удар! У нас образовалась довольно дружная компания, где почти
все были не дураки выпить. Первым человеком в этом деле был А. Вехотко-второй
режиссер. Он без выпивки страдал. Вторым-А. Чечулин, второй оператор,
от отсутствия спиртного он скучал. Далее, где-то наравне шли я и К. Рыжов,
оператор-мы и не страдали, и не скучали, но желание время от времени появлялось.
Последним шел Г. Аронов, он мог за компанию выпить, но очень умеренно…Дня
три мы шли на север в поисках подходящего льда. Зашли довольно далеко,
дальше северной оконечности Новой Земли, пока наконец не попался подходящий
торосистый лед. А тут еще выглянуло солнце-вот это удача! Вот это подарок
Арктики, которая большей частью была затянута серенькой мглой. Сразу все
засияло, засверкало вокруг, и мы увидели, что лед бывает и голубоватый,
и розоватый, и с фиолетовым оттенком-красота! Стали выстраивать кадр.
Это значит расположить камеру, две шхуны и торосы так, чтобы добиться
наибольшей выразительности. Торосы с места не сдвинешь, камеру-почти тоже,
потому что мешали то те же торосы, то полыньи. Самыми подвижными казались
корабли. Но корабль-не табуретка и даже не шкаф, чтобы его подвинуть,
скажем, метров на пять. Для этого надо отойти ото льда, потом встать на
другое место. От работы винта обломки льдин шевелятся и занимают то место,
которое только что казалось свободным, а еще ветерок наваливает, и борта
(деревянные) потрескивают, а самое главное-капитаны никак не могут понять,
почему это чертовы кинематографисты не понимают, что это очень непросто-маневрировать
кораблем во льду? Арктическое солнце очень яркое, тени резкие, надо их
подсветить, а где проложить кабели так, чтобы не было видно, как они спускаются
со шхун. И вот когда наконец кадр выстроили, кабели проложили, актеров
загримировали, репетиции провели, я спросил оператора: Ну что, можем снимать?
Костя мрачно качнул головой-нет, мол. Почему? Оказалось, пока мы расставляли
корабли и всю аппаратуру, на месте не стояло не только солнце, но и все
это огромное ледяное поле. Оно поворачивалось навстречу солнцу, и образовался
так называемый лобешник-то есть солнце светило актерам прямо в лицо, а
ни один уважающий себя оператор снимать при таком солнце не будет. Что
делать? Ждать часа два-три, пока солнце пройдет дальше. Досадно, но утешало,
что мы в Арктике и солнце окончательно за горизонт не зайдет-оно прокатится,
как красный футбольный мяч по горизонту, и снова взмоет вверх. Самое безобразное,
угрюмое, засранное-в прямом и переносном смысле в Арктике-это человеческое
жилье! Не буду говорить уж о домах и бараках-они не хуже и не лучше всех
остальных. Но все вокруг них завалено грудами старых ржавых бочек, канистр
и прочей тары и упаковки, включая деревянные ящики и пустые бутылки (сдать-то
некуда!). И все это накапливается тут десятилетиями, громоздится горами,
потому что и привезти дорого, а уж о том, чтобы вывезти, и речи быть не
может. Все тут живут временно, а потому и нет охоты навести какой-то порядок.
И некому навести порядок на диксоновском кладбище. Более тоскливого кладбища
я нигде не видал. Мрамор лейтенантов-фанерные пирамидки, облезшие и выгоревшие
от мороза и дождя-так нелепо, так оскорбительно перекосились и торчат
над ямами, которые обозначают могилы. Никто их не поправит, как полагается,
никто не приедет сюда, чтобы поухаживать за ними. Далеко! Раз уж речь
зашла о печальных впечатлениях от Севера, расскажу попутно еще об одной
сцене, которую помню тридцать с лишним лет. Как-то заглянули мы в магазин.
В поисках спиртного, разумеется. Ведь не шляпы же с дырочками здесь покупать!
И не крем для загара. И в какую умную голову это только пришло-завезти
такой товар! И не гречку, до которой столь охочи туристы. Ходил по Оби
туристический теплоход аж до Диксона. Уж не гречка ли и привлекала сюда
туристов? Спиртного, конечно, нечего было искать, кроме «паровозиков»-так
назывался одеколон под названием «Железнодорожный». Но до паровозиков
кажется, никто из нас еще не опустился. И тут в магазин ворвался бич.
Что это бич, видно было и по одежде, и по лицу цвета недозрелого зеленовато-фиолетового
баклажана. Он жадно схватил два «паровозика», свинтил крышечки, разинул
пасть, как кашалот, закинул голову и стал трясти надо ртом флакончиком.
На лице его появилась невыносимая мука-из узенького горлышка одеколон
поступал каплями. С безумным видом бич вылетел наружу, огляделся, схватил
вместо стакана первый же обломок бутылки с донышком, вытряс туда оба «паровозика»
и не просто припал к этому обломку бутылки с острейшими краями, он всосался
в него. Только после этого, едва заметные щелки, обозначавшие глаза, открылись.
В них сверкало блаженство, освобождение от муки. А из обоих уголков рта
хлынула кровь от порезов. Се человек? Увы! Конечно, такого алкаша можно
было увидеть и в любом другом месте спивающейся России. Но я увидел его
там, и мне необходимо было освободить свою память от этого жуткого зрелища.
Ладно! Поплыли дальше. Оказавшись в сутках хода от Диксона, я решил не
тратить время на обратный переход за Гришей Ароновым, а снять сцену похорон
одного из героев фильма-старого механика-на берегу. При выборе места мы
немного поспорили и поссорились-одни хотели хоронить среди диких угрюмых
скал, а мне очень понравилось другое место. Берег здесь был плоский, усыпанный
галькой, почти такой же, как на черноморском побережье (именно на это
и указывали противники этого места). Но меня это место привлекало тем,
что на всем протяжении берега, насколько хватал глаз, лежали тысячи и
тысячи древесных стволов. От мороза они выцвели, приближаясь цветом к
серебру. Тут, на Севере, им не грозили гнилостные бактерии, и деревья
лежали здесь, может быть, сотни, а то и тысячи лет. Это был плавник, вынесенный
реками в море и морем же выкинутый на берег. Такого места не могло быть
больше нигде, как только здесь, на Севере. Это был мой основной аргумент,
помимо того, что я вообще неравнодушен к старому цвету дерева и нахожу
его красивым. И до сих пор стоит перед моими глазами этот берег и тундра
за ним, и еле заметная гряда синеватых гор на горизонте. И тишина! Такая
тишина, которая может быть только на Севере. Ее хочется назвать огромной,
потому что глазу открывается огромное пространство, на котором царствует
тишина. А на обратном пути к Диксону Север подарил мне еще одно зрелище,
которое наверняка понравилось бы С. Рериху (впрочем, и Рокуэлу Кенту тоже).
Глаз уже немного устал от серого неба, серого моря, серого берега и серых
стволов на нем (проработать все эти оттенки как следует мы все же не смогли
из-за недостатка освещения). И вдруг где-то часа в два ночи пелена облаков
на западе чуть-чуть разорвалась на горизонте, и из узкой щели между небом
и морем хлынуло-нет, не солнце, оно было выше, а просто алое зарево цвета
расплавленного металла. И тотчас же небо стало ярко-фиолетовым с красными
разводами, а море черно-фиолетовым с алыми пятнышками бурунов на утихающих
после шторма волнах. Наша шхуна бежала между огромных фиолетовых плоскостей-моря
и неба, устремляясь к этой манящей полоске раскаленного металла. Неповторимое,
незабываемое зрелище!
Чем кончилось кино? Поражением. Я прокололся дважды-и как автор сценария,
и как режиссер. Не будем говорить о моем любимом Феллини, Бергмане или
Тарковском. Я ориентировался не на высокие образцы режиссуры, а просто
на то, что я уже что-то понимаю в кино. Рассчитывал и на хорошую историю.
Но любовная история оказалась не главной в повести В. Конецкого. Главным
ее содержанием была не столько любовная фабула, сколько предыстория-пора
мужания военных мальчишек, вступающих во взрослую жизнь в суровые послевоенные
годы. Рассыпанное то строчками, то абзацами по страницам повести, это
содержание не вошло в сценарий, и это было моей ошибкой. Мы с Гришей Ароновым
совершили самую типичную ошибку начинающих режиссеров. Впав в пижонство,
мы не стали привлекать известных актеров, нам захотелось «открыть» новых.
Впрочем, тут не только пижонство, тут, может быть, и боязнь неравенства-актер
известен, а мы кто? Вот и получилось, что бледный сценарий, плюс бледная
актерская работа, плюс бледная режиссура и родили бледную картину. На
худсовете нам поставили хорошую клизму, хотя мой добрый друг В. Венгеров
и даже Ф. Эрмлер пытались отыскать кой-какие достоинства в нашей режиссуре.
Витя Конецкий выдал мне по первое число, особенно за сценарий-пришлось
все это смиренно вытерпеть».