Живые и мертвые  Живые и мертвые  Живые и мертвые  Живые и мертвые  Живые и мертвые  Живые и мертвые  Живые и мертвые  Живые и мертвые  Живые и мертвые  Живые и мертвые  Живые и мертвые  Живые и мертвые  Живые и мертвые  Живые и мертвые  Живые и мертвые  Живые и мертвые  Живые и мертвые  Живые и мертвые  Живые и мертвые  Живые и мертвые  Живые и мертвые  Живые и мертвые  Живые и мертвые  Живые и мертвые  Живые и мертвые  Живые и мертвые  Живые и мертвые  Живые и мертвые  Живые и мертвые  Живые и мертвые  Живые и мертвые  Живые и мертвые  Живые и мертвые  Живые и мертвые  Живые и мертвые  Живые и мертвые  Живые и мертвые  Живые и мертвые  Живые и мертвые  Живые и мертвые  Живые и мертвые  Живые и мертвые

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 

Живые и мертвые

Живые и мертвые

1963, 201 мин., ч/б, «Мосфильм»
Режиссер и сценарист Александр Столпер
В ролях Кирилл Лавров, Анатолий Папанов, Алексей Глазырин, Олег Ефремов, Лев Любецкий, Владлен Паулус, Юрий Веревкин, Леонид Хмара, Людмила Крылова, Людмила Любимова, Василий Макаров, Роман Хомятов, Зиновий Высоковский, Игорь Пушкарев, Борис Чирков, Евгений Самойлов, Олег Табаков, Владимир Кулик

Это картина, как сказано в первом кадре, «о сорок первом страшном и героическом годе». Это одна из первых попыток сказать о недавней истории правду. Режиссер стремится воссоздать время в его максимальной подлинности-от общего настроя до деталей. Здесь и неразбериха первых дней войны, и отчаяние, и готовность погибнуть за родину. Режиссер смог сказать многое из того, что прежде было запретным. О приспособленцах и негодяях, о мужественных и честных людях, для которых предписание-не последний закон. В многофигурной композиции каждый, даже эпизодический персонаж, имеет свой характер и свою судьбу. Близость смерти проверяет личность до дна и открывает в ней даже то, о чем человек мог раньше и не подозревать. Не батальные сцены, не героические атаки, а именно люди в экстремальной ситуации оказываются в центре внимания создателей фильма…
На Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде картина получила главный приз.
Александр Борисович Столпер (1908-1979), принимаясь за экранизацию самого значительного произведения Константина Симонова, уже имел немалый опыт работы с поэзией и прозой своего друга: «Парень из нашего города» (1942), «Жди меня» (1943), «Дни и ночи» (1945). Кроме того, снял фильмы «Наше сердце» (1946), «Повесть о настоящем человеке» (1948), «Далеко от Москвы» (1950), «Неповторимая весна» (1957), «Возмездие» (1969), «Четвертый» (1973), «Отклонение-ноль» (1978) и др. Получился суровый и правдивый фильм о начале войны, о людской растерянности, о героизме и трусости, первой радости обретения сил к сопротивлению. Это одна из немногих картин в нашем кино, которая идет без музыкального сопровождения-под звуки жизни и войны. Одну из главных ролей-политрука Синцова сыграл актер Ленинградского Большого драматического театра Кирилл Юрьевич Лавров (1925-2007). В начале 1943-го года он добровольцем ушел в армию. Окончил Астраханское военно-техническое училище, 5 лет прослужил на Дальнем Востоке. Так что, имея за плечами немалый армейский опыт, актер сумел точно и достоверно создать образ сугубо штатского человека, которому пришлось надеть военную форму, но внутренне измениться оказалось непросто. Интеллигент, ненавидящий войну, но сознающий, что иного места, как на фронте, у него нет. Эта роль стала одной из самых больших удач в творческой биографии артиста. Далее последовали фильмы «Долгая счастливая жизнь» (1966), «Братья Карамазовы» (1968), «Укрощение огня» (1972), «Океан» (1974), «Мой ласковый и нежный зверь» (1978), «Стакан воды» (1979), «Из жизни начальника уголовного розыска» (1983), «Колье Шарлотты» (1984), «Красная стрела» (1986), «Хлеб-имя существительное» (1988), «Шкура» (1991), «Шизофрения» (1997), «Убойная сила» (2000), «Бандитский Петербург» (2000), «Казароза» (2005), «Ленинград» (2007) и др. У Анатолия Дмитриевича Папанова (1922-1987) отношения с кино складывались непросто. Он успел сняться в десятке фильмов, но заметных ролей не сыграл. Константин Симонов, увидев его в спектакле Театра сатиры «Дамоклов меч», предложил Столперу попробовать артиста на одну из главных ролей-генерала Федора Серпилина. Папанов, игравший до этого в основном комедийные роли, на успех не рассчитывал. Хотя ему, бывшему фронтовику, воевавшему на передовой с 1942 года, получившему тяжелое ранение ноги, из-за которого он полгода провел в госпиталях и был списан вчистую по инвалидности, было интересно сыграть этого далекого от внешнего героического блеска человека. Его Серпилин из тех честных кадровых военных, так и не сумевших найти для себя объяснение произошедшему с собой и страной, прошедших лагеря, но не потерявших веру в свой народ и в первые дни военного хаоса не усомнившихся победе. После огромного успеха фильма, Госпремии РСФСР имени братьев Васильевых и приза за лучшую мужскую роль на ВКФ в Ленинграде в 1964 году Анатолий Папанов стал одним из самых востребованных актеров советского кино. Мы знаем его по картинам «Родная кровь» (1963), «Дети Дон Кихота» (1965), «Иду на грозу» (1965), «Берегись автомобиля» (1966), «В городе С» (1966), «Возмездие» (1967), «Бриллиантовая рука» (1968), «Виринея» (1968), «Семь стариков и одна девушка» (1968), «Адъютант его превосходительства» (1969), «Семейное счастье» (1969), «Белорусский вокзал» (1970), «Любовь Яровая» (1970), «Дача» (1973), «Плохой хороший человек» (1973), «12 стульев» (1977), «Инкогнито из Петербурга» (1977), «Пена» (1979), «Отцы и деды» (1982), «Время желаний» (1984), «Холодное лето пятьдесят третьего…» (1988) и др. Фильм «Живые и мертвые»-один самых «густонаселенных» в нашем кинематографе. Он, как калейдоскоп, складывается из рассказов о человеческих судьбах. И они запоминаются не только благодаря ярким характерам, придуманным Константином Симоновым, но и прекрасным актерским работам, потому что даже на роли второго плана и эпизоды режиссер пригласил очень известных и талантливых артистов: Бориса Чиркова, Олега Ефремова, Евгения Самойлова, Михаила Ульянова, Михаила Глузского, Валентину Телегину, Олега Табакова, Виктора Авдюшко и др. Фильм стал лидером проката 1964 года, заняв самую верхнюю строчку рейтинга кассовых фильмов: его посмотрели 41, 5 миллионов зрителей. Он был отмечен наградами: ВКФ (1964, Ленинград), МКФ в Карловых Варах (1964), Главной премией XIV МКФ в Акапулько (1964). В 1969 году на экраны вышел фильм «Возмездие», снятый Александром Столпером по роману Константина Симонова «Солдатами не рождаются», являющийся продолжением «Живых и мертвых», но, как это часто бывает, такого успеха, как первый фильм, не имел.