Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.
Историко-романтический фильм посвящен подвигу жен декабристов,
последовавших на каторгу в Сибирь за своими мужьями-участниками декабрьского
восстания 1825 года…
Режиссер Владимир Мотыль долго вынашивал идею фильма о женах декабристов.
Но ее не очень одобряло кинематографическое начальство. Только после того,
как он согласился спасти провальный проект «Пустыня», с которого было
снято несколько режиссеров, и сделал из него суперхит «Белое солнце пустыни»,
в 1974 году получил возможность вплотную заняться подготовкой к «Звезде
пленительного счастья». Несмотря на то что «Белое солнце пустыни» оказался
кассовым фильмом, на двухсерийную историческую киноленту режиссеру выделили
только половину из обещанной сметы-1, 5 миллиона рублей. Его любыми способами
старались вынудить отказаться от проекта. Но Мотыль не отступил. Мало
того, он привлек в фильм замечательных актеров-звезд первой величины,
создавших интересные, запоминающиеся образы. Мотыль открыл для кино молодого
актера Игоря Костолевского, который по выходе фильма мгновенно был причислен
зрителями к сонму отечественных кинозвезд. Игорь Матвеевич Костолевский
(р. 1948)-ведущий актер Театра имени Маяковского, много снимается в кино.
Самые известные фильмы с его участием: «Весенний призыв» (1976), «И это
все о нем» (1977), «Безымянная звезда» (1978), «Гараж» (1979), «Тегеран-43»
(1980), «Сказка, рассказанная ночью» (1981), «Отпуск за свой счет» (1981),
«Законный брак» (1985, лучший фильм года, Костолевский-лучший актер 1986
года по опросу «Советского экрана»), «Прости» (1986), «Вход в лабиринт»
(1989), «Жажда страсти» (1991), «Завтрак с видом на Эльбрус» (1993), «Кодекс
бесчестия» (1993), «Квадрат» (1995), «Самозванцы» (1999-2002), «Русская
красавица» (2001), «Другая женщина, другой мужчина…» (2003), «Шпионские
игры» (2004-10), «Башня» (2010) и др. На главные женские роли режиссер
пригласил Ирину Купченко, получившую широкую известность после картин
«Дворянское гнездо», «Дядя Ваня» и «Романс о влюбленных», и Наталью Бондарчук,
за плечами которой был успех в фильме Андрея Тарковского «Солярис». Роль
Марии Волконской стала для нее настолько любимой, что всю жизнь актриса
и режиссер мечтала снять продолжение о судьбе этой удивительной женщины.
Она сняла несколько фильмов как режиссер, в том числе «Пушкин. Последняя
дуэль» (2006) и др. На роль француженки Полины Гебль, последовавшей в
Сибирь за лишенным всех прав Анненковым, Мотыль пригласил польскую актрису
Эву Шикульску, которую потом с удовольствием стали снимать наши кинематографисты.
Съемки проходили в местах реальных событий. Сцена венчания Анненкова и
Полины-одна из самых ярких в фильме-как это и было в действительности,
снималась в уникальной старинной русской церкви деревни Листвянки, расположенной
под Иркутском. Актеры играли с особым чувством, ощущая свою сопричастность
истории. Незабываемое впечатление на них произвело посещение могил декабристов,
навсегда оставшихся на берегах далекой и холодной Ангары. Правда, отступлением
от исторических реалий стала необычайно теплая зима. Даже в Иркутске снег
быстро таял, превращаясь в слякоть. А когда в Ленинграде снимали сцену
восстания на Сенатской площади, то ее заливали из брандспойтов пеной для
тушения пожаров. Лошади скользили и от этого шалели от страха. С большим
трудом режиссер добился разрешения снимать в Зимнем дворце. Ему дали всего
два часа: с 8 до 10 утра. Когда же к указанному времени стало ясно, что
эпизод не удастся доснять, Мотыль и актер Василий Ливанов в костюме и
гриме императора Николая I отправились к директору Эрмитажа. На просьбу
разрешить продолжить съемки академик Пиотровский ответил: «Я не могу отказать
государю в его доме!». Так, прорываясь сквозь препоны и придирки чиновников,
экономя на всем, режиссер все-таки закончил работу над картиной, хотя
признавал, что из-за скудости бюджета получилось не совсем то, о чем он
мечтал. Тем не менее, фильм был благожелательно встречен критикой и зрителем,
и собрал в первый год проката внушительную аудиторию-22 миллиона человек
(а в денежном пересчете на две серии-сумма внушительная!). Успеху картины
в немалой степени сопутствовал и талант двух постоянных соавторов Мотыля:
композитора Исаака Шварца, написавшего музыку, и поэта Булата Окуджавы.
«Песня кавалергарда» до сих пор часто звучит в эфире. Фразы из фильма,
ставшие крылатыми: Что ты дурак, про то я одна знала, а ты хочешь всей
Москве показать? (Анненкова)-Бедная империя! И повесить-то как следует
не умеют!-Веревки-то коротки.